Солженицын, Александр Исаевиx
Диссидент, один из духовных лидеров православно-патриотического движения, получил известность в первую очередь своей борьбой против коммунистической идеологии и советского режима, а также работами о еврейском вопросе в России и СССР.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1970. Лауреат Государственной премии Российской Федерации 2006 года за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.
Биография
Александр Исаевич (Исаакович[1][2]) Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске.
Отец — Исаакий Семёнович Солженицын, погиб до рождения сына из-за несчастного случая на охоте.
В 1925 г. переехал с матерью Таисией Захаровной Щербак в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 гг. учился в школе им. Зиновьева.
В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы искренне принял коммунистическую идеологию, в 1936 вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал «большой роман о революции» 1917 года.
В 1936 г. поступил в РГУ. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. В университете учился на «отлично» (сталинский стипендиат), продолжал литературные упражнения, в дополнение к университетским занятиям самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Закончил университет в 1941 г. с отличием.
В 1939 г. поступил на заочное отделение факультета литературы МИФЛИ.
В апреле 1940 г. женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской.
С началом Великой Отечественной войны не был сразу мобилизован (признан «ограниченно годным» по здоровью). В сентябре 1941 г. вместе с женой получил распределение школьным учителем в пос. Морозовск Ростовской области, однако уже в середине октября был призван и направлен в обоз рядовым. Добивался направления в офицерское училище, вскоре (апрель 1942 г.) был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в октябре 1942 г. выпущен лейтенантом.
На фронт попал в феврале 1943 г., служил командиром батареи звуковой разведки. Боевой путь - от Орла до Восточной Пруссии. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, в июне 1944 г. получил звание капитана.
На фронте много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии, получил благожелательный отзыв Б. А. Лавренёва.
Арест и заключение
На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления ленинских норм. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 г. Солженицын и Виткевич были арестованы.
По некоторыми утверждениям, публиковавшимся в советское время с подачи КГБ и поддерживаемым современными завистниками, Солженицын активно сотрудничал со следствием и дал показания, на основании которых можно было привлечь ещё несколько человек[2].
После ареста Солженицын был доставлен в Москву; 27 июля осуждён Особым cовещанием на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58 , пп. 10 и 11 Уголовного Кодекса РСФСР).
В августе направлен в лагерь в пос. Новый Иерусалим, 9 сентября 1945 г. переведён в лагерь «Калужские Ворота».
В сентябре 1946 г. направлен в специнститут для заключённых («шарашку») в Рыбинск, через пять месяцев — на «шарашку» в Загорск, в июле 1947 — в аналогичное заведение в Марфино (под Москвой). Работал по специальности - математиком.
В мае 1950 г. Солженицын был этапирован в Бутырки (размолвка с начальством «шарашки»), в августе направлен в особый лагерь в Экибастуз. В лагере был на «общих» работах, некоторое время - бригадиром, участвовал в забастовке.
В декабре 1948 г. жена заочно развелась с Солженицыным, с весны 1952 г. стала сожительствовать с коллегой Всеволодом Сомовым.
В период конфликта Солженицына с советскими властями появляются публикации о том, что он, находясь в заключении, активно сотрудничал с органами МГБ. Текст одного из донесений, якобы написанных им под псевдонимом Ветров, был опубликован в начале 1990-х.[3] Подлинность документа официально не установлена. Сам Солженицын признаёт[4], что дал письменное согласие на сотрудничество с лагерной администрацией и взял на себя обязательства доносить о готовящихся побегах заключённых, но утверждает, что до реального сотрудничества дело не дошло. Фамилия Ветров также была использована Солженицыным для персонажа романа "В круге первом".
Зимой 1952 г. у Солженицына обнаружили рак, был прооперирован в лагере.
Освобождён 13 февраля 1953 г.
Солженицын в 1953 году после освобожденияВ заключении Солженицын полностью разочаровался в марксизме, со временем поверил в Бога и склонился к православно-патриотическим идеям (полное отрицание коммунистической идеологии, роспуск СССР и создание славянского государства на территории России, Белоруссии и части Украины, установление в новом государстве авторитарного строя с постепенным переходом к демократии, направление ресурсов будущей России на духовное, нравственное и религиозное развитие народа, в первую очередь русских). Уже на «шарашке» вернулся к писательству, в Экибастузе сочинял стихотворения, поэмы и пьесы в стихах и заучивал их наизусть.
После освобождения Солженицын был сослан на вечное поселение в пос. Кок-терек Джамбульской области (Казахская ССР). Работал учителем математики и физики в школе.
К концу 1953 г. здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 г. он был направлен в Ташкент на лечение, в марте выписан со значительным улучшением.
В ссылке написал пьесу «Республика Труда» (о лагере) и роман «В круге первом» (о своём пребывании на «шарашке»).
В марте 1956 г. Солженицын был реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления» решением Верховного Суда СССР.
В июле 1956 г. переехал в село Торфопродукт Владимирской области, тогда же встретился со своей бывшей женой, которая окончательно вернулась к нему в ноябре 1956 г.
Первые публикации
В 1959 Солженицын написал рассказ «Один день Ивана Денисовича» о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 г. — рассказ «Матрёнин двор» и пьесу «Свет, который в тебе». Пережил определённый кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения. В 1961 г. под впечатлением от выступления Александра Твардовского (редактора журнала «Новый мир») на XXII съезде КПСС, передал ему «Один день Ивана Денисовича», предварительно изъяв из рассказа наиболее политически острые фрагменты. Твардовский оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться публикации произведения. Н. С. Хрущёв, руководствуясь сиюминутными политическими расчётами, преодолел сопротивление членов Политбюро и разрешил публикацию «Одного дня». Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» № 11, 1962 г., сразу же переиздан и переведён на иностранные языки.
Вскоре после этого были напечатаны «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка».
Рассказы Солженицына резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью.
Диссидентство
Уже к марту 1963 г. Солженицын утратил расположение Хрущёва (неприсуждение Ленинской премии, отказ печатать роман «В круге первом»). После прихода к власти Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать. В сентябре 1965 КГБ конфисковал архив Солженицына с его наиболее антисоветскими произведениями, что усугубило положение писателя. Пользуясь определённым бездействием власти, в 1966 г. он начал активную общественную деятельность (встречи, выступления, интервью иностранным журналистам). Тогда же он стал распространять в самиздате свои романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В феврале 1967 г. Солженицын тайно закончил художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ».
В мае 1967 г. Солженицын разослал «Письмо съезду» Союза писателей СССР, получившее широкую известность среди советской интеллигенции и на Западе. После «Письма» власти стали воспринимать Солженицына серьёзно. В 1968 г., когда в США и Западной Европе были опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», принесшие писателю огромную популярность, советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. В 1969 г. Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе. Премия была присуждена не ему, но вскоре после этого он был исключён из Союза писателей СССР. После исключения Солженицын стал открыто заявлять о своих православно-патриотических убеждениях и резко критиковать власть. В 1970 Солженицын снова выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, и на этот раз премия была ему присуждена. Писатель подчёркивал политический аспект присуждения премии, хотя Нобелевский комитет это отрицал. В советских СМИ была организована мощная пропагандистская кампания против Солженицына, власти предложили ему уехать из страны, но он отказался.
Ещё в августе 1968 Солженицын познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман. В 1970 Светлова забеременела, Солженицын стал добиваться развода с первой женой. С большими трудностями развод был получен 22 июля 1972. Вскоре Солженицыну удалось зарегистрировать брак с Н. Светловой, несмотря на противодействие властей (брак давал ему возможность прописаться в Москве).
11 июня 1971 в Париже вышел роман Солженицына «Август Четырнадцатого», был неоднозначно воспринят читателями из-за ярко выраженных православно-патриотических взглядов автора.
С ещё большим непониманием было встречено «Великопостное письмо»[5] Патриарху Пимену (1972) о проблемах Церкви, в поддержку выступления архиепископа Калужского Ермогена (Голубева).
В 1972 — 1973 Солженицын работал над эпопеей «Красное Колесо», активной диссидентской деятельности не вёл.
В агвусте-сентябре 1973 отношения между властью и диссидентами обострились, что затронуло и Солженицына.
23 августа 1973 Солженицын дал большое интервью иностранным корреспондентам. В этот же день КГБ задержал одну из помощниц писателя Елизавету Воронянскую. В ходе допроса она выдала местонахождение одного экземпляра рукописи «Архипелага ГУЛАГ» и, вернувшись домой, повесилась. 5 сентября Солженицын узнал о случившемся и распорядился начать печатание «Архипелага» на Западе (в эмигрантском издательстве YMCA-Press). Тогда же он отправил руководству СССР «Письмо вождям Советского Союза», в котором призвал отказаться от коммунистической идеологии и сделать шаги по превращению СССР в русское национальное государство. С конца августа в западной прессе публиковалось большое количество статей в защиту диссидентов и, в частности, Солженицына.
В СССР была развёрнута мощная пропагандистсткая кампания против диссидентов. 24 сентября КГБ через бывшую жену Солженицына провёл переговоры с писателем, соглашение не было достигнуто. В последних числах декабря 1973 г. было объявлено о выходе в свет первого тома «Архипелага ГУЛАГ». в СССР, в годы застоя, «Август Четырнадцатого» и «Архипелаг ГУЛАГ» (как и первые романы) распространялись в самиздате.
7 января 1974 г. выход «Архипелага ГУЛАГ» и меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына были обсуждены на заседании Политбюро. 7 февраля Ю. В. Андропов направил письмо Л. И. Брежневу, в котором указал на отрицательное влияние «Архипелага» на интеллигенцию и рекомендовал скорейшее выдворение писателя из страны. 12 февраля Солженицын был арестован и обвинён в измене Родине. 13 февраля он был лишён советского гражданства и выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте). 29 марта СССР покинула семья Солженицына.
Изгнание
Вскоре после высылки Солженицын совершил короткое путешествие по Северной Европе, в результате принял решение временно поселиться в Цюрихе, Швейцария.
3 марта 1974 г. в Париже было опубликовано «Письмо вождям Советского Союза»; ведущие западные издания и многие демократически настроенные диссиденты в СССР, включая Сахарова, оценили «Письмо» как антидемократическое, националистическое и содержащее «опасные заблуждения»; отношения Солженицына с западной прессой продолжали ухудшаться.
Летом 1974 г. на гонорары от «Архипелага ГУЛАГ» писатель создал «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям» для помощи политическим заключённым в СССР (посылки и денежные переводы в места заключения, легальная и нелегальная материальная помощь семьям заключённых).
В 1974—1975 гг. в Цюрихе Солженицын собирал материалы о жизни Ленина в эмиграции (для эпопеи «Красное Колесо»), окончил и издал мемуары «Бодался телёнок с дубом».
В апреле 1975 г. писатель совершил вместе с семьёй путешествие по Западной Европе, затем направился в Канаду и США. В июне-июле 1975 г Солженицын посетил Вашингтон и Нью-Йорк, выступил с речами на съезде профсоюзов (была издана в 11 млн экземпляров; по утверждению советских авторов — при поддержке ЦРУ) и в Конгрессе США. В своих выступениях Солженицын резко критиковал коммунистический режим и идеологию, призывал США отказаться от сотрудничества с СССР и политики разрядки; в то время писатель ещё продолжал воспринимать Запад как союзника в освобождении России от «коммунистического тоталитаризма».
В августе 1975 г. писатель вернулся в Цюрих и продолжил работу над эпопеей «Красное колесо».
В феврале 1976 г. Солженицын совершил поездку по Великобритании и Франции, к этому времени в его выступлениях стали заметны антизападные мотивы. В марте 1976 г. писатель посетил Испанию. В нашумевшем выступлении по испанскому телевидению он одобрительно высказался о недавнем режиме Франко и предостерёг Испанию от «слишком быстрого продвижения к демократии». В западной прессе усилилась критика Солженицына, ведущие европейские и американские политики заявляли о несогласии с его взглядами.
В апреле 1976 г. Солженицын с семьёй переехал в США и поселился в городке Кавендиш (штат Вермонт). После приезда писатель вернулся к работе над «Красным Колесом», для чего провёл два месяца в русском эмигрантском архиве в Институте Гувера.
Снова в России
С приходом перестройки отношение в СССР к творчеству и деятельности Александра Солженицына изменилось, были опубликованы многие его произведения. В начале 1990-х гг. было восстановлено его российское гражданство.
За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 Солженицыну была присуждена Государственная премия.
Солженицын вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США во Владивосток и проехав на поезде через всю страну, закончив путешествие в столице.
В настоящее время живёт и работает в Москве и на подмосковной даче.
В 1998 году был награждён орденом Андрея Первозванного, однако от награды отказался:
От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу.
Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1998).
Награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2006).
Сам писатель, вскоре после возвращения в страну, учредил литературную премию своего имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».
Основная статья: Премия_Александра_Солженицына
Критика
А. Т. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в «Новом мире» новую вещь никому не ведомого до того времени автора, потом в глаза говорил ему: «Ваша озлобленность уже вредит вашему мастерству», и дальше «У вас нет ничего святого. Если бы зависело только от меня, я запретил бы ваш роман»[9].
М. А. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: «Какое это болезненное бесстыдство…»[источник?].
Неоднозначным было отношение к нему Л. М. Леонова, К. М. Симонова.
Чешский журналист Т. Ржезач (автор написанной по заказу КГБ СССР и МВД ЧССР и распространявшейся на Западе книги «Спираль измены Солженицына») выдвинул версию о «самодоносе». По мнению Т. Ржезача, он агитировал против власти во время военных действий, писал провокационные письма, вел пораженческую пропаганду — всё это делалось с целью отсидеться в тылу; именно за это и был Солженицын осуждён.
Критике также подвергается якобы имевший место призыв Солженицына к применению против СССР атомного оружия массового поражения.
Помимо критики с коммунистического фланга, Солженицына активно критиковали и «справа» — прежде всего другие диссиденты и эмигранты, отрицавшие его христианские и антилиберальные взгляды (диссиденты-националисты, напротив, усматривали излишний либерализм).
«Письмо вождям Советского Союза» подверглось критике А. Д. Сахарова.
Конфликт Солженицына с антисоветской эмиграцией и западными активистами Холодной войны освещён в его мемуарах «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов».
Уже после возвращения в Россию его исследование «Двести лет вместе» вызвало активную критику как со стороны многих еврейских публицистов, так и националистической прессы. Так, например, придерживающийся либеральных взглядов Владимир Войнович сказал: «Книга Солженицына „Двести лет вместе“ — длинная, скучная и лживая».
Образ Солженицына подвергнут и сатирическому изображению в художественных произведениях, например, в романе Войновича «Москва 2042».
Существует мнение, что он был доносчиком. Однако, следует заметить, что сам Солженицын опровергает все подобные обвинения.
Указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным цифрами репрессированных и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также демографическими расчётами.
Оспаривалась достоверность «тюремных» произведений Солженицына в той их части, где говорится о быте лагерей, смертности заключённых, их численности.
Некоторыми историками также подвергается сомнению достоверность ряда сведений, приведённых в произведениях Солженицына