Лучший форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лучший форум » Интересное в мире » Литературная премия


Литературная премия

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов (избранный также по правилам или назначенный учредителем премии комитет, совет, жюри, комиссия), выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов (лонг-листа и шорт-листа). Премия обычно содержит денежное вознаграждение, которое дублируется тем или иным знаком символического признания заслуг (медаль, статуэтка и др.). Решение о премии оглашается публично, ее вручение чаще всего происходит в виде специально организованной публичной же церемонии. Речь идет об одной из стратегий удостоверения и поддержания литературного авторитета.

Премии дифференцируются по различным родам и видам словесности (поэзия, проза, драма; детектив, фантастика и проч.), они отмечают последнее произведение автора либо вручаются по совокупности сделанного. Разновидностью премий являются награды победителям того или иного литературного конкурса (фестиваля), а также стипендии (гранты), стимулирующие дальнейшее творчество писателя (форма имущественной поддержки, вариант творческого отпуска или своеобразной командировки).

Генетически восходя к королевскому меценатству и аристократическому покровительству (патронажу), призам в состязаниях трубадуров и менестрелей, сезонным празднествам в той или иной местности («Цветочные игры»), литературные премии как разветвленная общественная институция относятся уже к новому и новейшему времени. В полное мере они развиваются в условиях литературного рынка, когда вокруг словесности складывается сложная сеть интересов и взаимодействий различных групп, возникают особые роли и ролевые стратегии издателя, книгопродавца, критика, журналиста, разворачиваются литературная полемика и борьба.

Присуждать премии могут как государственные организации, так и любые формы общественных объединений — от профессиональных до любительских. Количество и разнообразие премий указывает на сложное и динамичное устройство общества, богатство и устойчивость взаимоотношений в нем. Наряду с корпоративными («цеховыми»), местными (городскими, региональными) и национальными литературными премиями, имеются премии международные. Крупнейшая и старейшая из них — Нобелевская премия по литературе (с 1901). Кроме нее, наиболее старыми наградами, но уже более узкого, национального масшаба выступают швейцарская франкоязычная премия Рамбера (1898), французские Гонкуровская премия (1903) и премия Фемина (1904), Народная премия Шиллера в Германии (1905), испанская премия Фастенрата (1909), Пулитцеровская премия в США (1913). Все они существуют до нынешнего дня.

В России Грибоедовская премия была учреждена в 1878 (впервые вручена в 1883), Пушкинская премия Академии наук — в 1881 (в последний раз ее присуждали в 1919).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

0

2

Нобелевская премия по литературе — высшая награда за выдающиеся достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме.

Список лауреатов
1900-е
1901  Сюлли-Прюдом «За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта».
1902  Теодор Моммзен "За монументальный труд «Римская история»".
1903  Бьёрнстьерне Бьёрнсон «За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант».
1904  Фредерик Мистраль «За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».
Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре «За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».
1905  Генрик Сенкевич «За выдающиеся заслуги в области эпоса».
1906  Джозуэ Кардуччи «За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров».
1907  Джозеф Редьярд Киплинг «За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».
1908  Рудольф Кристоф Эйкен «За серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».
1909  Сельма Отилиана Ловиза Лагерлёф «Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
1910  Пауль Йохан Людвиг фон Хейзе «За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл».

1910-е
1911  Морис Метерлинк «За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».
1912  Герхарт Иоханн Роберт Гауптман «В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».
1913  Рабиндранат Тагор «За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление».
1914 Премия не присуждалась.   
1915  Ромен Роллан «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
1916  Карл Густав Вернер фон Хейденстам «Как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе».
1917  Карл Адольф Гьеллеруп «За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы».
Хенрик Понтоппидан «За правдивое описание современной жизни Дании».
1918 Премия не присуждалась.   
1919  Карл Шпиттелер "За несравненный эпос «Олимпийская весна»".
1920  Кнут Гамсун "За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям".

1920-е
1921  Анатоль Франс «За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».
1922  Хасинто Бенавенте-и-Мартинес «За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы».
1923  Уильям Батлер Йейтс «За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух».
1924  Владислав Станислав Реймонт "За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»".
1925  Джордж Бернард Шоу «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
1926  Грация Деледда «Премии за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом».
1927  Анри Бергсон «В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены».
1928  Сигрид Унсет «За запоминающееся описание скандинавского средневековья».
1929  Томас Манн "За великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы".
1930  Синклер Льюис «За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры».

1930-е
1931  Эрик Аксель Карлфельдт «За его поэзию (посмертно)».
1932  Джон Голсуорси "За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»".
1933  Иван Алексеевич Бунин (в эмиграции) «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
1934  Луиджи Пиранделло «За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
1935 Премия не присуждалась   
1936  Юджин О’Нил «За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».
1937  Роже Мартен дю Гар «За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».
1938  Перл Бак «За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры».
1939  Франс Эмиль Силланпяя «За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».
1940 Премия не присуждалась   

1940-е
1941 Премия не присуждалась   
1942 Премия не присуждалась   
1943 Премия не присуждалась.   
1944  Йоханнес Вильхельм Йенсен «За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».
1945  Габриэла Мистраль «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».
1946 / Герман Гессе «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
1947  Андре Жид «За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».
1948  Томас Стернз Элиот «За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию».
1949  Уильям Фолкнер «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».
1950  Бертран Артур Уильям Рассел «Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе».

1950-е
1951  Пер Лагерквист «За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством».
1952  Франсуа Мориак «За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».
1953  Уинстон Леонард Спенсер Черчилль «За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».
1954  Эрнест Миллер Хемингуэй "За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море»".
1955  Халлдор Кильян Лакснесс «За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии».
1956  Хуан Рамон Хименес «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».
1957  Альбер Камю «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1958  Борис Леонидович Пастернак «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
1959  Сальваторе Квазимодо «За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени».
1960  Сен-Жон Перс «За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени».

1960-е
1961  Иво Андрич «За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны».
1962  Джон Стейнбек «За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением».
1963  Йоргос Сеферис «За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов».
1964  Жан-Поль Сартр «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
1965  Михаил Александрович Шолохов «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
1966  Шмуэль Йосеф Агнон «За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами».
/ Нелли Закс «За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».
1967  Мигель Анхель Астуриас «За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки».
1968  Ясунари Кавабата «За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания».
1969  Сэмюэль Беккет «За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».
1970  Александр Исаевич Солженицын «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

1970-е
1971  Пабло Неруда «За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента».
1972  Генрих Бёлль «За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».
1973  Патрик Уайт «За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк».
1974  Эйвинд Юнсон «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».
Харри Мартинсон «За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса».
1975  Эудженио Монтале «За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий».
1976  Сол Беллоу «За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве».
1977  Висенте Алейксандре «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами».
1978  Исаак Башевис Зингер «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы».
1979  Одисеас Элитис «За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость».
1980  Чеслав Милош «Который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами».

1980-е
1981  Элиас Канетти «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1982  Габриэль Гарсиа Маркес «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
1983  Уильям Голдинг «За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».
1984  Ярослав Сейферт «За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека».
1985  Клод Симон «За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал».
1986  Воле Шойинка «За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии».
1987 /[1] Иосиф Александрович Бродский «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».
1988  Нагиб Махфуз «За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества».
1989  Камило Хосе Села «За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости».
1990  Октавио Пас «За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью».

1990-е
1991  Надин Гордимер «Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству».
1992  Дерек Уолкотт «За блестящий образец карибского эпоса в 64 разделах».
1993  Тони Моррисон «Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».
1994  Кэндзабуро Оэ «За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».
1995  Шеймас Хини «За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».
1996  Вислава Шимборска «За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
1997  Дарио Фо «За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных».
1998  Жозе Сарамагу «За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность».
1999  Гюнтер Грасс «За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».
2000 / Гао Синцянь «Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире».

2000-е
2001 / Видиадхар Сурайпрасад Найпол «Непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».
2002  Имре Кертес «В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность».
2003  Джон Максвелл Кутзее «Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия».
2004  Эльфрида Елинек «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
2005  Гарольд Пинтер «В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
2006  Орхан Памук «В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур».

Факты
Самым пожилым лауреатом Нобелевской премии по литературе является Теодор Моммзен, который получил премию в 1902 году в возрасте 85 лет.
Самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе является Редьярд Киплинг, который получил премию в 42 года в 1907 году.
Самую длинную жизнь прожил лауреат 1950 года Уильям Рассел, который скончался 2 февраля 1970 года в возрасте 97 лет.
Самая короткая жизнь среди лауреатов Нобелевской премии по литературе досталась Альберу Камю, который разбился в автокатастрофе в возрасте 46 лет.
Из ныне живущих лауреатов наиболее пожилым является Александр Исаевич Солженицын, который родился в 1918 году.

0

3

Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии по литературе

Борис Пастернак

Жизнь и творчество
Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989).

Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).

В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён он воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака.

Пастернак не был принят в гимназию из-за процентной нормы, но поступил во вторoй класс. Он окончил гимазию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме «закона Божьего», от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг. С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.

После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» — Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке 1914) и воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 годa Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Б. И. Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности.

Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с Мариной Цветаевой, а через неё — с Р.-М.Рильке. В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь». В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.

В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 30-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

Пастернак и Чуковский на первом съезде Союза писателей в 1934 годуНа конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.

Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897—1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию, где знакомится с поэтами Т. Табидзе, П. Яшвили. Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение» — попытка Пастернака влиться в дух того времени. В 1938 гoду во втором браке у Пастернака рождается сын Леонид.

В 1935 году Пастернак участвует в работе Международного конгресса писателей в защиту мира в Париже, где с ним случается нервный срыв. В январе 1936 гoдa Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину, однако уже к середине 1936 гoдa отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешенности от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок. К концу 30-х он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются, ставшие классическими, переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера.

Заступился в 1935 году за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество — отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942—1943 провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многом людям, в том числе дочери Марины Цветаевой.

В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице» полном глубокого религиозного чувства:

«О Господи, как совершенны

Дела твои, — думал больной,-»

«Доктор Живаго»
Роман «Доктор Живаго» создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э.Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать», К.М. Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом : «Нельзя давать трибуну Пастернаку!». Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 гoду прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л.И. Ошанин, А. Безыменский, Б.A. Слуцкий, С.A. Баруздин, Б.Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В.В. Набоковым.

Нобелевская премия
Марка СССР, 1990 г.С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю и он стал вторым писателем из России (после И.A. Бунина), удостоенным этой награды.

Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт также был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов:

... что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа.

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 г., где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.

Дм. Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.

Пастернак умер после повторного инфаркта миокарда 30 мая 1960 в Переделкино. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б.Ш. Окуджава, А.A. Вознесенский) пришли 12 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

После смерти
Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 от той же болезни, что и муж. Советская власть отказалась предоставить ей пенсию, несмотря на ходатайства многих известных писателей, она похоронена в Переделкино. Cын Леонид Борисович умер в 1976 в возрасте доктора Живаго.

Евгения Владимировна Пастернак умерла в 1965.

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Е.Б. Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя. В Переделкино, в доме где он провёл последние годы жизни, работает музей. В Москве — в Лаврушинском переулке, в доме где долгое время жил Б.Л. Пастернак, установлена мемориальная доска его памяти. Надгробный памятник поэта в Переделкино в последние два десятилетия подвергался неоднократному осквернению.

У Бориса Пастернака 4 внука и десять правнуков.

«Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду режиссёром Дэвидом Лином и в 2002 гoду режиссёром Джакомо Каприотти, в России в 2005 гoду А. Прошкиным.

Дом-музей Б.Л. Пастернака в Переделкино
Музеи
Первый государственный музей Б. Пастернака в России был открыт в 1990 гoду в Чистополе, где он жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941—1943). [2] Государственный дом-музей Б.Л. Пастернака действует и в его доме в Переделкино.

Библиография
2005 — в октябре издательство «Слово» выпустило первое в истории писателя полное собрание сочинений в 11 томах общим тиражом 5000 экземпляров. Собрание составлено сыном поэта Е.Б. Пастернаком и его женой Е. В. Пастернак. Вступительную статью к собранию написал Лазарь Флейшман.

Первые два тома собрания вместили в себя стихи, третий — повести, статьи, эссе, четвёртый — роман «Доктор Живаго», пятый — публицистику и драматургию, шестой — стихотворные переводы. Обширная переписка поэта заняла четыре тома (всего 1675 писем). В последнем, одиннадцатом, находятся воспоминания современников о Б.Л. Пастернаке.

Издание сопровождается мультимедийным диском, на котором содержатся записи Бориса Пастернака, читающего свои стихи, его музыка, переводы драматических произведений, не вошедших в основное собрание.

В полное собрание вошли черновые редакции «Доктора Живаго», в том числе фрагменты и варианты, отвергнутые автором, первая редакция перевода «Гамлета», выпущенные отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт», неизвестные катрены из поэмы «Спекторский», переводы из бельгийского поэта Шарля ван Лерберга.

«Когда разгуляется» — цикл стихотворений Пастернака — полностью издан посмертно в «Избранном» (М., 1961).

«На ранних поездах» — книга стихотворений Пастернака, впервые изданная в 1943 году.

0

4

Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский поэт, писатель, почётный академик Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.

Биография
Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем. Отец — Алексей Николаевич Бунин, мать — Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова). До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. В 1889 г. идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву (1892).

Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901; Пушкинская премия).

1895 — лично познакомился с Чеховым, до этого переписывались.

В 1890-х путешествовал на пароходе «Чайка» («барк с дровами») по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, которого любил и много потом переводил. Спустя несколько лет написал очерк «На „Чайке“», который был опубликован в детском иллюстрированном журнале «Всходы» (1898, № 21, 1 ноября).

В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Какни, дочерью греческого революционера. Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте (1905). В 1906 Бунин вступает в гражданский брак (в 1922 официально оформлен) с Верой Николаевной Муромцевой, дочерью члена Московской городской думы.

В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901).

В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением)

Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900)
Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911)
Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915).
Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925).
В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя.
Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; сборник рассказов «Тёмные аллеи», 1943).
Мемуары.
Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете «Орловский Вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.
В 1920 эмигрировал во Францию. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1933.

По сообщению издательства имени Чехова, в последнии месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953).

Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

0

5

Солженицын, Александр Исаевиx

Диссидент, один из духовных лидеров православно-патриотического движения, получил известность в первую очередь своей борьбой против коммунистической идеологии и советского режима, а также работами о еврейском вопросе в России и СССР.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1970. Лауреат Государственной премии Российской Федерации 2006 года за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

Биография
Александр Исаевич (Исаакович[1][2]) Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске.

Отец — Исаакий Семёнович Солженицын, погиб до рождения сына из-за несчастного случая на охоте.

В 1925 г. переехал с матерью Таисией Захаровной Щербак в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 гг. учился в школе им. Зиновьева.

В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы искренне принял коммунистическую идеологию, в 1936 вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал «большой роман о революции» 1917 года.

В 1936 г. поступил в РГУ. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. В университете учился на «отлично» (сталинский стипендиат), продолжал литературные упражнения, в дополнение к университетским занятиям самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Закончил университет в 1941 г. с отличием.

В 1939 г. поступил на заочное отделение факультета литературы МИФЛИ.

В апреле 1940 г. женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской.

С началом Великой Отечественной войны не был сразу мобилизован (признан «ограниченно годным» по здоровью). В сентябре 1941 г. вместе с женой получил распределение школьным учителем в пос. Морозовск Ростовской области, однако уже в середине октября был призван и направлен в обоз рядовым. Добивался направления в офицерское училище, вскоре (апрель 1942 г.) был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в октябре 1942 г. выпущен лейтенантом.

На фронт попал в феврале 1943 г., служил командиром батареи звуковой разведки. Боевой путь - от Орла до Восточной Пруссии. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, в июне 1944 г. получил звание капитана.

На фронте много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии, получил благожелательный отзыв Б. А. Лавренёва.

Арест и заключение
На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления ленинских норм. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 г. Солженицын и Виткевич были арестованы.

По некоторыми утверждениям, публиковавшимся в советское время с подачи КГБ и поддерживаемым современными завистниками, Солженицын активно сотрудничал со следствием и дал показания, на основании которых можно было привлечь ещё несколько человек[2].

После ареста Солженицын был доставлен в Москву; 27 июля осуждён Особым cовещанием на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58 , пп. 10 и 11 Уголовного Кодекса РСФСР).

В августе направлен в лагерь в пос. Новый Иерусалим, 9 сентября 1945 г. переведён в лагерь «Калужские Ворота».

В сентябре 1946 г. направлен в специнститут для заключённых («шарашку») в Рыбинск, через пять месяцев — на «шарашку» в Загорск, в июле 1947 — в аналогичное заведение в Марфино (под Москвой). Работал по специальности - математиком.

В мае 1950 г. Солженицын был этапирован в Бутырки (размолвка с начальством «шарашки»), в августе направлен в особый лагерь в Экибастуз. В лагере был на «общих» работах, некоторое время - бригадиром, участвовал в забастовке.

В декабре 1948 г. жена заочно развелась с Солженицыным, с весны 1952 г. стала сожительствовать с коллегой Всеволодом Сомовым.

В период конфликта Солженицына с советскими властями появляются публикации о том, что он, находясь в заключении, активно сотрудничал с органами МГБ. Текст одного из донесений, якобы написанных им под псевдонимом Ветров, был опубликован в начале 1990-х.[3] Подлинность документа официально не установлена. Сам Солженицын признаёт[4], что дал письменное согласие на сотрудничество с лагерной администрацией и взял на себя обязательства доносить о готовящихся побегах заключённых, но утверждает, что до реального сотрудничества дело не дошло. Фамилия Ветров также была использована Солженицыным для персонажа романа "В круге первом".

Зимой 1952 г. у Солженицына обнаружили рак, был прооперирован в лагере.

Освобождён 13 февраля 1953 г.

Солженицын в 1953 году после освобожденияВ заключении Солженицын полностью разочаровался в марксизме, со временем поверил в Бога и склонился к православно-патриотическим идеям (полное отрицание коммунистической идеологии, роспуск СССР и создание славянского государства на территории России, Белоруссии и части Украины, установление в новом государстве авторитарного строя с постепенным переходом к демократии, направление ресурсов будущей России на духовное, нравственное и религиозное развитие народа, в первую очередь русских). Уже на «шарашке» вернулся к писательству, в Экибастузе сочинял стихотворения, поэмы и пьесы в стихах и заучивал их наизусть.

После освобождения Солженицын был сослан на вечное поселение в пос. Кок-терек Джамбульской области (Казахская ССР). Работал учителем математики и физики в школе.

К концу 1953 г. здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 г. он был направлен в Ташкент на лечение, в марте выписан со значительным улучшением.

В ссылке написал пьесу «Республика Труда» (о лагере) и роман «В круге первом» (о своём пребывании на «шарашке»).

В марте 1956 г. Солженицын был реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления» решением Верховного Суда СССР.

В июле 1956 г. переехал в село Торфопродукт Владимирской области, тогда же встретился со своей бывшей женой, которая окончательно вернулась к нему в ноябре 1956 г.

Первые публикации
В 1959 Солженицын написал рассказ «Один день Ивана Денисовича» о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 г. — рассказ «Матрёнин двор» и пьесу «Свет, который в тебе». Пережил определённый кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения. В 1961 г. под впечатлением от выступления Александра Твардовского (редактора журнала «Новый мир») на XXII съезде КПСС, передал ему «Один день Ивана Денисовича», предварительно изъяв из рассказа наиболее политически острые фрагменты. Твардовский оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться публикации произведения. Н. С. Хрущёв, руководствуясь сиюминутными политическими расчётами, преодолел сопротивление членов Политбюро и разрешил публикацию «Одного дня». Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» № 11, 1962 г., сразу же переиздан и переведён на иностранные языки.

Вскоре после этого были напечатаны «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка».

Рассказы Солженицына резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью.

Диссидентство
Уже к марту 1963 г. Солженицын утратил расположение Хрущёва (неприсуждение Ленинской премии, отказ печатать роман «В круге первом»). После прихода к власти Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать. В сентябре 1965 КГБ конфисковал архив Солженицына с его наиболее антисоветскими произведениями, что усугубило положение писателя. Пользуясь определённым бездействием власти, в 1966 г. он начал активную общественную деятельность (встречи, выступления, интервью иностранным журналистам). Тогда же он стал распространять в самиздате свои романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В феврале 1967 г. Солженицын тайно закончил художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ».

В мае 1967 г. Солженицын разослал «Письмо съезду» Союза писателей СССР, получившее широкую известность среди советской интеллигенции и на Западе. После «Письма» власти стали воспринимать Солженицына серьёзно. В 1968 г., когда в США и Западной Европе были опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», принесшие писателю огромную популярность, советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. В 1969 г. Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе. Премия была присуждена не ему, но вскоре после этого он был исключён из Союза писателей СССР. После исключения Солженицын стал открыто заявлять о своих православно-патриотических убеждениях и резко критиковать власть. В 1970 Солженицын снова выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, и на этот раз премия была ему присуждена. Писатель подчёркивал политический аспект присуждения премии, хотя Нобелевский комитет это отрицал. В советских СМИ была организована мощная пропагандистская кампания против Солженицына, власти предложили ему уехать из страны, но он отказался.

Ещё в августе 1968 Солженицын познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман. В 1970 Светлова забеременела, Солженицын стал добиваться развода с первой женой. С большими трудностями развод был получен 22 июля 1972. Вскоре Солженицыну удалось зарегистрировать брак с Н. Светловой, несмотря на противодействие властей (брак давал ему возможность прописаться в Москве).

11 июня 1971 в Париже вышел роман Солженицына «Август Четырнадцатого», был неоднозначно воспринят читателями из-за ярко выраженных православно-патриотических взглядов автора.

С ещё большим непониманием было встречено «Великопостное письмо»[5] Патриарху Пимену (1972) о проблемах Церкви, в поддержку выступления архиепископа Калужского Ермогена (Голубева).

В 1972 — 1973 Солженицын работал над эпопеей «Красное Колесо», активной диссидентской деятельности не вёл.

В агвусте-сентябре 1973 отношения между властью и диссидентами обострились, что затронуло и Солженицына.

23 августа 1973 Солженицын дал большое интервью иностранным корреспондентам. В этот же день КГБ задержал одну из помощниц писателя Елизавету Воронянскую. В ходе допроса она выдала местонахождение одного экземпляра рукописи «Архипелага ГУЛАГ» и, вернувшись домой, повесилась. 5 сентября Солженицын узнал о случившемся и распорядился начать печатание «Архипелага» на Западе (в эмигрантском издательстве YMCA-Press). Тогда же он отправил руководству СССР «Письмо вождям Советского Союза», в котором призвал отказаться от коммунистической идеологии и сделать шаги по превращению СССР в русское национальное государство. С конца августа в западной прессе публиковалось большое количество статей в защиту диссидентов и, в частности, Солженицына.

В СССР была развёрнута мощная пропагандистсткая кампания против диссидентов. 24 сентября КГБ через бывшую жену Солженицына провёл переговоры с писателем, соглашение не было достигнуто. В последних числах декабря 1973 г. было объявлено о выходе в свет первого тома «Архипелага ГУЛАГ». в СССР, в годы застоя, «Август Четырнадцатого» и «Архипелаг ГУЛАГ» (как и первые романы) распространялись в самиздате.

7 января 1974 г. выход «Архипелага ГУЛАГ» и меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына были обсуждены на заседании Политбюро. 7 февраля Ю. В. Андропов направил письмо Л. И. Брежневу, в котором указал на отрицательное влияние «Архипелага» на интеллигенцию и рекомендовал скорейшее выдворение писателя из страны. 12 февраля Солженицын был арестован и обвинён в измене Родине. 13 февраля он был лишён советского гражданства и выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте). 29 марта СССР покинула семья Солженицына.

Изгнание
Вскоре после высылки Солженицын совершил короткое путешествие по Северной Европе, в результате принял решение временно поселиться в Цюрихе, Швейцария.

3 марта 1974 г. в Париже было опубликовано «Письмо вождям Советского Союза»; ведущие западные издания и многие демократически настроенные диссиденты в СССР, включая Сахарова, оценили «Письмо» как антидемократическое, националистическое и содержащее «опасные заблуждения»; отношения Солженицына с западной прессой продолжали ухудшаться.

Летом 1974 г. на гонорары от «Архипелага ГУЛАГ» писатель создал «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям» для помощи политическим заключённым в СССР (посылки и денежные переводы в места заключения, легальная и нелегальная материальная помощь семьям заключённых).

В 1974—1975 гг. в Цюрихе Солженицын собирал материалы о жизни Ленина в эмиграции (для эпопеи «Красное Колесо»), окончил и издал мемуары «Бодался телёнок с дубом».

В апреле 1975 г. писатель совершил вместе с семьёй путешествие по Западной Европе, затем направился в Канаду и США. В июне-июле 1975 г Солженицын посетил Вашингтон и Нью-Йорк, выступил с речами на съезде профсоюзов (была издана в 11 млн экземпляров; по утверждению советских авторов — при поддержке ЦРУ) и в Конгрессе США. В своих выступениях Солженицын резко критиковал коммунистический режим и идеологию, призывал США отказаться от сотрудничества с СССР и политики разрядки; в то время писатель ещё продолжал воспринимать Запад как союзника в освобождении России от «коммунистического тоталитаризма».

В августе 1975 г. писатель вернулся в Цюрих и продолжил работу над эпопеей «Красное колесо».

В феврале 1976 г. Солженицын совершил поездку по Великобритании и Франции, к этому времени в его выступлениях стали заметны антизападные мотивы. В марте 1976 г. писатель посетил Испанию. В нашумевшем выступлении по испанскому телевидению он одобрительно высказался о недавнем режиме Франко и предостерёг Испанию от «слишком быстрого продвижения к демократии». В западной прессе усилилась критика Солженицына, ведущие европейские и американские политики заявляли о несогласии с его взглядами.

В апреле 1976 г. Солженицын с семьёй переехал в США и поселился в городке Кавендиш (штат Вермонт). После приезда писатель вернулся к работе над «Красным Колесом», для чего провёл два месяца в русском эмигрантском архиве в Институте Гувера.

Снова в России
С приходом перестройки отношение в СССР к творчеству и деятельности Александра Солженицына изменилось, были опубликованы многие его произведения. В начале 1990-х гг. было восстановлено его российское гражданство.

За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 Солженицыну была присуждена Государственная премия.

Солженицын вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США во Владивосток и проехав на поезде через всю страну, закончив путешествие в столице.

В настоящее время живёт и работает в Москве и на подмосковной даче.

В 1998 году был награждён орденом Андрея Первозванного, однако от награды отказался:

От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу. 

Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1998).

Награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2006).

Сам писатель, вскоре после возвращения в страну, учредил литературную премию своего имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».

Основная статья: Премия_Александра_Солженицына

Критика
А. Т. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в «Новом мире» новую вещь никому не ведомого до того времени автора, потом в глаза говорил ему: «Ваша озлобленность уже вредит вашему мастерству», и дальше «У вас нет ничего святого. Если бы зависело только от меня, я запретил бы ваш роман»[9].

М. А. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: «Какое это болезненное бесстыдство…»[источник?].

Неоднозначным было отношение к нему Л. М. Леонова, К. М. Симонова.

Чешский журналист Т. Ржезач (автор написанной по заказу КГБ СССР и МВД ЧССР и распространявшейся на Западе книги «Спираль измены Солженицына») выдвинул версию о «самодоносе». По мнению Т. Ржезача, он агитировал против власти во время военных действий, писал провокационные письма, вел пораженческую пропаганду — всё это делалось с целью отсидеться в тылу; именно за это и был Солженицын осуждён.

Критике также подвергается якобы имевший место призыв Солженицына к применению против СССР атомного оружия массового поражения.

Помимо критики с коммунистического фланга, Солженицына активно критиковали и «справа» — прежде всего другие диссиденты и эмигранты, отрицавшие его христианские и антилиберальные взгляды (диссиденты-националисты, напротив, усматривали излишний либерализм).

«Письмо вождям Советского Союза» подверглось критике А. Д. Сахарова.

Конфликт Солженицына с антисоветской эмиграцией и западными активистами Холодной войны освещён в его мемуарах «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов».

Уже после возвращения в Россию его исследование «Двести лет вместе» вызвало активную критику как со стороны многих еврейских публицистов, так и националистической прессы. Так, например, придерживающийся либеральных взглядов Владимир Войнович сказал: «Книга Солженицына „Двести лет вместе“ — длинная, скучная и лживая».

Образ Солженицына подвергнут и сатирическому изображению в художественных произведениях, например, в романе Войновича «Москва 2042».

Существует мнение, что он был доносчиком. Однако, следует заметить, что сам Солженицын опровергает все подобные обвинения.

Указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным цифрами репрессированных и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также демографическими расчётами.

Оспаривалась достоверность «тюремных» произведений Солженицына в той их части, где говорится о быте лагерей, смертности заключённых, их численности.

Некоторыми историками также подвергается сомнению достоверность ряда сведений, приведённых в произведениях Солженицына

0

6

я уже так много тут разместила. есть живые здесь вообще????

0

7

Ну твой последний пост я бы разделил на 5 как минимум. Живых как видно нету =) надо чтоли пропоганду устроить?

0


Вы здесь » Лучший форум » Интересное в мире » Литературная премия